Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск

Актуальные вопросы использования новых технологий при обучении чтению на занятиях по русскому языку студентов неязыковых вузов

https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2024-114-1-177-183

Аннотация

Статья посвящена проблеме преподавания русского языка как иностранного в вузе в группах с казахским языком обучения. В центре внимания автора находятся актуальные вопросы использования инновационных технологий при обучении чтению. Формирование навыков чтения, в особенности изучающего чтения, сегодня является особенно актуальным в связи с развитием новых информационных технологий, появлением новых источников информации, более компактных, гибких и мобильных, отсутствием культуры чтения, изменением интересов и потребностей обучающихся. Целью статьи является определение возможностей таких инструментов как облако слов, ментальная карта, инфографика и лента времени при последовательном обучении разным видам чтения в процессе преподавания русского языка как иностранного в иноязычной аудитории, а также демонстрация эффективности их применения на конкретных примерах. Особое внимание в статье уделено формированию навыков главного вида чтения – изучающего чтения.

В статье рассмотрены конкретные примеры использования новых технологий на практических занятиях по русскому языку как иностранному. В частности, в качестве образца подробно рассматриваются занятия по нескольким темам, которые содержатся в типовой программе по русскому языку в вузе. Занятия были апробированы при обучении студентов первого курса НАО «Карагандинский медицинский университет».

В результате анализа автор приходит к выводу, что новые технологии в сочетании с традиционной работой над текстом выступают эффективным инструментом при обучении чтению студентов непрофильных вузов. Новые технологии позволяют создать привлекательную и мотивирующую учебную среду, тем самым стимулируя активное участие студентов в процессе обучения и мотивируя их к чтению.

Об авторе

А. Б. Куанышева
Центр развития языков НАО «Карагандинский медицинский университет»
Казахстан

Асель Бейсенбековна Куанышева – к. ф. н., ассоциированный профессор 

100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40



Список литературы

1. Амлинская Ю. Чтение на уроках РКИ в упражнениях и заданиях // https://languageteacher.school/

2. Иванова Т.А., Попова Т.И., Рогова К.А. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый уровень. Второй уровень. Общее владение. М.; СПб: Златоуст; 2007: 40.

3. Ковалева Е.Г. Вебинар: как читать с иностранцами русские тексты. Домашнее чтение. (Системы заданий по говорению на основе текста по РКИ) // https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/528150/

4. Ковалева Е.Г. Преимущество ментальных карт в преподавании РКИ // https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/377643/

5. Ковалева Е.Г. Уникальный ресурс возможностей для обучения РКИ. https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/528418/

6. Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному. Русистика. 2021; 19 (3): 331-345.

7. Мареева Ю. Полезные советы по преподаванию РКИ. Как использовать ОБЛАКО СЛОВ на уроках РКИ. https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/309321/

8. Новикова Н.С. Удивительные истории. 116 текстов. М.: Флинта, Наука; 2010: 368.

9. Nuttall C. Teaching reading skills in a foreign language. Oxford: Macmillan; 2005: 282.

10. От вакцины до бионических протезов: главные достижения медицины // https://iz.ru/news/663693

11. Сервис по созданию облаков слов WordArt. https://wordart.com/

12. Титов Р. Моя профессия – врач. https://pptonline.org/541871

13. Ферапонтова Н. Вечная профессия – врач // https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/08/vechnayaprofessiya-vrach

14. Чубарова О. Э. Шкатулочка. Тексты по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. М., Русский язык; 2022: 144

15. Шуманская Г.В., Втюрина К.А., Шабалина Л.А. Использование графических форм организации информации при работе с текстами научного стиля на занятиях по РКИ в медицинских вузах. Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного. Материалы международной научно-практической конференции. М.: МПГУ; 2021: 553-560.


Рецензия

Для цитирования:


Куанышева А.Б. Актуальные вопросы использования новых технологий при обучении чтению на занятиях по русскому языку студентов неязыковых вузов. Медицина и экология. 2025;(1):177-183. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2024-114-1-177-183

For citation:


Kuanysheva A.B. Topical issues of using new technologies in teaching reading in russian language classes to nonlinguistic high school students. Medicine and ecology. 2025;(1):177-183. (In Russ.) https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2024-114-1-177-183

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)