Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск

Конфликтные ситуации в медицинской организации: правовые аспекты возникающих конфликтов

https://doi.org/10.59598/ME-2305-6053-2025-116-3-160-165

Аннотация

Цель. Изучить и проанализировать основные причины возникновения конфликтов в медицинской организации между врачом и пациентом, рассмотреть их правовую природу и предложить правовые механизмы для их разрешения.

Материалы и методы. Поперечное исследование, проведенное в период с января по февраль 2025 г., с участием 148 респондентов: 65 врачей многопрофильной больницы и 83 пациента. Исследованием было предусмотрено заполнение участниками анкеты исследования.

Результаты и обсуждение. Исследование выявило ключевые факторы, способствующие возникновению конфликтных ситуаций в медицинской среде. По результатам опроса врачей Многопрофильной городской больницы г. Астаны, 53,2% врачей испытывают высокий уровень профессионального стресса. Основной причиной конфликтов, по мнению медработников, является грубое и неэтичное поведение пациентов, а также непонимание тактики лечения и неудовлетворенность качеством медицинской помощи.

Пациенты, в свою очередь, указывали на недостаточную информированность о состоянии здоровья, длительное ожидание помощи и неудовлетворительные условия в стационаре. Анализ показывает, что ключевым фактором конфликтов становится дефицит коммуникации между пациентом и врачом, что порождает недоверие и тревожность у пациентов.

Вывод. Исследование подчеркивает необходимость повышения качества информирования пациентов, укрепления доверия и профессионального статуса врачей, а также внедрения продуманных стратегий урегулирования конфликтов в здравоохранении.

Об авторе

М. С. Шахантаева
ТОО Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения»
Казахстан

Мадина Серкановна Шахантаева

050060, г. Алматы, ул. Утепова, 19а



Список литературы

1. Алексеев А.А., Лепилкина Т.А., Рупчев Г.Е., Морозова М.А. Трудный пациент. Описание, диагностика, рекомендации. М.; 2018: 96-113.

2. Статистические отчеты о зарегистрированных уголовных правонарушениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2021 года. https://www.gov.kz/memleket/entities/pravstat

3. Статистические отчеты о зарегистрированных уголовных правонарушениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2023 года. https://www.gov.kz/memleket/entities/pravstat

4. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 июля 2024 года №58 «Об утверждении Правил страхования профессиональной ответственности медицинских работников». https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2400034803

5. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения», статья 270-4. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360

6. Stanford F.C. The importance of diversity and inclusion in the healthcare workforce. J. Natl. Med. Assoc. 2020; 112: 247-249.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб; 2008: 312.

8. Семина Т.В. Социальный конфликт «врач-пациент» в современном российском обществе: объективные причины и субъективные факторы. Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. Наука о здоровье. 2016; 1 (22): 84-106. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-1

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.; 1989: 214-218.

10. Хрущ И.А., Березовская Н.А., Алько Т.А. Конструктивное преодоление конфликтов. Минск; 2013: 280.

11. Waring J., Allen D., Braithwaite J., Sandall J. Healthcare quality and safety: a review of policy, practice and research. Sociol. Health Illn. 2016; 38: 198-215.

12. Jordan P.J., Troth A.C. Managing emotions during team problem solving: emotional intelligence and conflict resolution. Hum. Perform. 2004; 17: 195-218.

13. Shale S. Managing the conflict between individual needs and group interests – ethical leadership in health care organizations. Keio. J. Med. 2008; 57: 37-44.

14. Stanford F.C. The importance of diversity and inclusion in the healthcare workforce. J. Natl. Med. Assoc. 2020; 112: 247-249.

15. Beheshtifar M., Zare E. Interpersonal conflict: A substantial factor to organizational failure. Int. J. Acad. Res. Business Social Sci. 2013; 3: 400.

16. Zucker D. Tools for productively managing conflict. J. Investig. Med. 2012; 60: 776-778.


Рецензия

Для цитирования:


Шахантаева М.С. Конфликтные ситуации в медицинской организации: правовые аспекты возникающих конфликтов. Медицина и экология. 2025;(3):160-165. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6053-2025-116-3-160-165

For citation:


Shakhantayeva M.S. CONFLICT SITUATIONS IN MEDICAL ORGANIZATIONS: LEGAL ASPECTS OF EMERGING DISPUTES. Medicine and ecology. 2025;(3):160-165. (In Russ.) https://doi.org/10.59598/ME-2305-6053-2025-116-3-160-165

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)