Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск

Сравнительный анализ моделей оценки качества системы обучения на фармацевтических производствах

https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2024-113-4-152-158

Аннотация

Обучение персонала является одним из важнейших пунктов, регламентируемых стандартом надлежащей производственной практики. Грамотно выстроенная и налаженная система обучения на фармацевтическом производстве является важным аспектом для обеспечения качества всех процессов в компании, а, соответственно, и обеспечения качества, эффективности и безопасности производимой на предприятии продукции, лекарственных средств и/или медицинских изделий. Оценка качества обучения играет решающую роль в эффективном функционировании и совершенствовании системы обучения фармацевтического производства и достижении желаемых результатов. Методы оценки образования развиваются и совершенствуются со временем, отражая меняющиеся модели и требования современности. В данной статье представлены для сравнения четыре основные модели оценки качества системы обучения: модель Киркпатрика, модель Филипса, модель Стаффлбима и модель Берна.
Модель Киркпатрика, основанная на четырех уровнях оценки - реакции, обучения, поведения и результатов, широко используется благодаря своей простоте и практичности. Модель Филипса ориентирована на оценку вложения в обучение и его влияния на результаты бизнеса. Модель Стаффлбима, сфокусированная на оценке процесса обучения, предлагает систему множественных методов сбора данных для непрерывного улучшения качества обучения. Модель Берна предлагает интегрированный подход к оценке, включающий в себя как качественные, так и количественные методы оценки.
Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки, и их выбор зависит от конкретных образовательных и организационных потребностей фармацевтического производства. Важно учитывать контекст и цели оценки, чтобы выбрать наиболее подходящую модель для конкретной ситуации.

Об авторах

А. Д. Ермуханбетова
Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова
Казахстан

Ажар Данияровна Ермуханбетова

050012, г. Алматы, ул. Толе би, 94



А. Ж. Кудайбергенова
Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова
Казахстан

050012, г. Алматы, ул. Толе би, 94



Г. М. Кадырбаева
Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова
Казахстан

050012, г. Алматы, ул. Толе би, 94



К. Т. Кашананова
Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова
Казахстан

050012, г. Алматы, ул. Толе би, 94



Ф. А. Багиярова
Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова
Казахстан

050012, г. Алматы, ул. Толе би, 94



Список литературы

1. Ващенко Н. В. Практики оценки эффективности управления человеческими ресурсами через систему обучения //Вести автомобильно-дорожного института. – 2020. – №4. – С. 126-133.

2. Долженко Р. А. Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования и основные подходы к реализации в компании //Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – С. 6-14.

3. Краснова Е. С. Методы оценки эффективности системы обучения персонала на предприятиях в современных условиях /Е. С. Краснова, А. В. Кутузова //Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Молодёжь Сибири – науке России». – Новосибирск, 2018. – С. 120-123.

4. Кудряшов В. С. Основы формирования системы обучения персонала организации /В. С. Кудряшов, Е. А. Мосеева //Juvenis scientia. – 2017. – №2. – С. 19-24.

5. Попова А. В. Система обучения персонала в организации //Инновации в науке. – 2018. – №4 (80). – С. 26-30.

6. Приказ и. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 февраля 2021 года № ҚР ДСМ-15 «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик». – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100022167 (дата обращения: 01.05.2024).

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года № 77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза». — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H16EV000077 (дата обращения: 01.05.2024).

8. Ali M. S. Training Evaluation Models: Comparative Analysis /M. S. Ali, M. Tufail, R. Qazi // Research Journal of Social Sciences and Economics Review. – 2022. – V. 3, №4. – P. 51-63.

9. Cahapay M. Kirkpatrick model: Its limitations as used in higher education evaluation //International Journal of Assessment Tools in Education. – 2021. – V. 8. – №1. – P. 135-144.

10. CIRO Model: The Definitive Guide. – URL: https://kodosurvey.com/blog/ciro-model-definitiveguide (дата обращения: 02.05.2024).

11. Iqbal Z. A comparative analysis of the efficacy of three program-evaluation models – A review on their implication in educational programs // Humanities & Social Sciences Reviews. – 2021. – V. 9, №3. – P. 326-336.

12. Molope M. Evaluation of the community development practitioners’ professional development programme: CIPP model application /M. Molope, A. Oduaran //Development in Practice. – 2020. – V. 30, №2. – P. 194-206.

13. Nouraey P. Educational program and curriculum evaluation models: a mini systematic review of the recent trends //Universal J Educ Res. – 2020. – V. 8, №9. – P. 4048-4055.

14. Phillips R. O. I. Model: The 5 Levels of Training Evaluation (2024). — URL: https://whatfix.com/blog/phillips-roi-model/ (дата обращения: 03.05.2024).

15. What Is The Kirkpatrick Model? — URL: https://www.kirkpatrickpartners.com/the-kirkpatrickmodel/ (дата обращения: 02.05.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Ермуханбетова А.Д., Кудайбергенова А.Ж., Кадырбаева Г.М., Кашананова К.Т., Багиярова Ф.А. Сравнительный анализ моделей оценки качества системы обучения на фармацевтических производствах. Медицина и экология. 2024;(4):152-158. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2024-113-4-152-158

For citation:


Yermukhanbetova A.D., Kudaibergenova A.Zh., Kadyrbayeva G.M., Kashananova K.T., Bagiyarova F.A. Comparison of models of pharmaceutical productions’ training system’s quality assessment. Medicine and ecology. 2024;(4):152-158. (In Russ.) https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2024-113-4-152-158

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)