Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов
https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена проблемой качества и успешности профессионального обучения ординаторов, важным фактором которой является совокупность мотивов, побуждающих и направляющих к деятельности.
Цель исследования – выявление набора стимулов для успешной профессионализации в период адаптации ординаторов к новой образовательной среде (в первые два месяца) на основе реализации междисциплинарных подходов.
Ведущими методами к исследованию данной проблемы являлись социологическое анкетирование и психодиагностическое тестирование, статистическая обработка количественных результатов исследования. В эксперименте участвовали 369 ординаторов.
Результаты исследования показали, что ведущими мотивами для успешной профессиональной адаптации ординаторов является осознанный выбор места дальнейшего обучения; выбор специальности с учетом имеющихся современных условий на клинических базах и эффективных наставников с имеющимся практическим и педагогическим опытом; выбор кафедры, где заведующий вовлечен в обучение ординаторов и кураторы вовлечены в практическое здравоохранение.
Авторами представлена модель места мотивации ординаторов в компонентах ценностей системы здравоохранения в целом, учитывающая эффективное взаимодействие медицинских организаций и медицинских вузов.
Значимость исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют совершенствованию медицинского образования. Материалы исследования могут быть полезны наставникам, кураторам, администрации медицинских университетов.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. РябоваРоссия
Татьяна Владимировна Рябова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования
Казань
Л. М. Мухарямова
Россия
Казань
Список литературы
1. Корж Е. В. Педагогическая модель формирования социальной и личностной мотивации врачей – ординаторов к будущей профессиональной деятельности /Е. В. Корж, Е. Л. Бельских, Н. В. Наумова //Наука и образование: новое время. – 2018. – №5. – С. 543-552.
2. Орманбетова Н. Б. Повышение эффективности подготовки специалистов здравоохранения Республики Казахстан в резидентуре //Наука о жизни и здоровье. – 2017. – № 1. – С. 100-103.
3. Плугина М. И. Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов /М. И. Плугина, Т. А. Майборода //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2022. – Т.21. – С. 3142. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3142.
4. Рябова Т. В. Исследование факторов профессиональной адаптации ординаторов /Т. В. Рябова, А. Г. Жидяевский, Л. Л. Галимова, Л. М. Мухарямова //Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 209 –216. DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.025.
5. Трегубов В. Н. Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности /В. Н. Трегубов, М. Ю. Кузнецова, А. Е. Дорофеев //Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2021. – Т. 12, №1. – С. 81-90. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90.
6. Тукбекова Б. Т. Роль наставничества в профессиональной адаптации резидентов и обучающихся медицинского вуза /Б. Т. Тукбекова, Г. Т. Ташенова, А. А. Базарбаева // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции. – Курск: КГМУ, 2023. – Т. 2. – С. 262-265.
7. Browne M. C. The difference in communication skills between native Russian and foreign physicians-in-training at Kazan State Medical University /M. C. Browne, S. Alaskari, A. N. Maksudova //Journal of Graduate Medical Education. – 2019 – V. 11, № 6. – P. 725-726. DOI: 10.4300/JGME-D-19-00734.1
8. Deptola A. Motivation and adaptation of residents / A. Deptola // Journal of Graduate Medical Education. – 2021. – Vol. 13, № 1. – Р. 11 – 14. DOI: 10.4300/JGME-D-20-00309.1
9. New edition of WFME Standards for Postgraduate Medical Education. 2.03.23. https://wfme.org/news/new-edition-of-wfme-standards-for-postgraduate-medical-education/
10. Pelaccia T. Motivation in medical education / T. Pelaccia // Medical Teacher. – 2017. – Vol. 39, № 2. – Р. 136 –140. DOI: 10.1080/0142159X.2016.1248924.
Рецензия
Для цитирования:
Рябова Т.В., Мухарямова Л.М. Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов. Медицина и экология. 2023;(2):60-67. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67
For citation:
Ryabova T.V., Mukharyamova L.M. Interdisciplinary research of motivation as a factor of successful professional adaptation of residents. Medicine and ecology. 2023;(2):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67