Опыт внедрения элементов дуального обучения в учебный процесс по дисциплине «Гигиена труда»
https://doi.org/10.59598/ME-2305-6053-2025-115-2-158-162
Аннотация
Цель. Оценка эффективности внедрения элементов дуального обучения у студентов специальности «Общественное здравоохранение» при освоении дисциплины «Гигиена труда» путем изучения и анализа степени удовлетворенности студентов изменениями в образовательном процессе.
Материалы и методы. Проведено сплошное поперечное исследование среди студентов 3 и 4 курсов специальности «Общественное здравоохранение».
Изучение удовлетворенности студентов дуальным обучением при прохождении дисциплины «Гигиена труда» включало два этапа. Первый этап – анонимный онлайн-опрос с использованием специально разработанной анкеты. На втором этапе проводилось собеседование со студентами в офлайн формате, при котором уточнялось отношение к дуальному обучению.
Результаты и обсуждение. Результаты анкетирования по удовлетворенности отработкой практических навыков по гигиене труда на базе научно-исследовательской санитарно-гигиенической лаборатории распределились следующим образом: 86,5% респондентов полностью удовлетворены отработкой практических навыков, 10,8% опрошенных отметили частичную удовлетворенность отработкой практических навыков, так как хотели бы оттачивать свои практические навыки непосредственно в производственных условиях, полностью не удовлетворены отработкой практических навыков на базе научно-исследовательской санитарно-гигиенической лаборатории 2,7% студентов, не объясняя весомой причины данного ответа.
Социально-психологическим климатом при изучении теоретических вопросов гигиены труда и на практической базе удовлетворены 92% студентов. При этом, в ходе собеседования студенты отмечали недостаток выделенного объема часов по дисциплине для детальной проработки вопросов с преподавателем и наставником.
Выводы. Внедрение элементов дуального обучения положительную повлияло на степень удовлетворенности студентов, прежде всего, возможностью закрепления теоретических знаний и практических навыков на рабочем месте. Большинство опрошенных студентов полностью удовлетворены социально-психологическим климатом и организацией дуального обучения, считают его более эффективным по сравнению с традиционными формами.
Об авторах
М. Г. КалишевКазахстан
100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40
С. И. Рогова
Казахстан
100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40
Ж. Ж. Жарылкасын
Казахстан
100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40
Д. С. Абитаев
Казахстан
100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40
А. Ж. Жиенбекова
Казахстан
100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40
Список литературы
1. Шамуратова Г.Ю. Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе. Молодой ученый. 2017; 22 (156): 203-205.
2. Мубараков А.М. Обучение в рамках дуальной системы обучения. http://www.rusnauka.com/40_OINBG_2014/Pedagogica/5_183404.doc.htm
3. Растегаева Д.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 97-99.
4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50 «Об утверждении Правил организации дуального обучения». https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013422
5. Яров Д.В. Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2020/01/12/dualnaya-modelobucheniya
6. Решетников Д.Л. Организация системы дуального обучения в сфере образования: региональный аспект. Тольятти; 2017: 34.
7. Образцов И.В. Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социологический анализ на примере МГЛУ. Вестник МГЛУ. 2017; 2 (786): 221-241.
8. Аканов А.А. Дуальная форма медицинского образования как продукт социального партнерства. Вестник КазНМУ. 2013; 4: 38-42.
9. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2016: 480.
Рецензия
Для цитирования:
Калишев М.Г., Рогова С.И., Жарылкасын Ж.Ж., Абитаев Д.С., Жиенбекова А.Ж. Опыт внедрения элементов дуального обучения в учебный процесс по дисциплине «Гигиена труда». Медицина и экология. 2025;(2):158-162. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6053-2025-115-2-158-162
For citation:
Kalishev M.G., Rogova S.I., Zharylkasyn Zh.Zh., Abitaev D.S., Zhienbekova A.Zh. EXPERIENCE OF INTRODUCING ELEMENTS OF DUAL TRAINING INTO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINE «OCCUPATIONAL HYGIENE». Medicine and ecology. 2025;(2):158-162. (In Russ.) https://doi.org/10.59598/ME-2305-6053-2025-115-2-158-162